Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции в сложных нелинейных системах, качественно изменили наши представления о природе физической реальности окружающего нас мира. Оказалось, что как в развитии, нормальном функционировании отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные связи, взаимодействия. Именно они, а не перемещения огромных энергий и масс определяют, в конечном счете, адаптивные возможности биосферы планеты. Более того, существование подобных информационных связей делает правомерным использование компьютерных аналогий при описании процессов самоорганизации в биосфере. Иными словами можно говорить о существовании иерархически организованной системы регуляторных механизмов как на уровне отдельных экосистем, так и планеты в целом (1). Естественно, такие регуляторные механизмы не локализованы в каких-то точках планеты, как привычные нам компьютеры, а представляют собой распределенную систему, неотделимую от биосферы в целом. По всей видимости, отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов (2).
Таким образом, с позиций современной науки, сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера земли что-то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И, наоборот, сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере, резкому увеличению энтропии (3).
В Европейской культуре одним из первых эту проблему поставили В.Вернадский, выдвинувший идею ноосферы единой информационной среды нашей планеты, Пьер Тейяр де Шарден, К.Юнг, А.Кестлер.
Естественно, что так же как и на физико-химическом уровне, в этом случае встает проблема порядка и хаоса (4). Причем разрушение информационной среды, ноосферы грозит не менее, а может и более страшными последствиями, чем в привычной нам экологии.
Можно выделить следующие негативные последствия разрушения и хаотизации информационной среды:
1. В области экологии:
1.1. Разрушение естественных механизмов саморегуляции экосистем (как в отдельных
регионах, так и в масштабах всей планеты).
1.2. Отчуждение человеческой цивилизации от естественной среды обитания, формирование
агрессивного, потребительского отношения к природе.
2. Социально-психологические:
2.1. Манипулирование человеческим сознанием через средства массовой информации
(активизация животных инстинктов, вырождение языковой среды, ценностей, мотиваций).
2.2. Возникновение новых технологий манипулирования массовым сознанием (кодирование,
зомбировка, психотронное оружие). Сращение древних магических техник с современными
информационными технологиями (сеансы массового телевизионного гипноза, кодированные
аудио и видео кассеты и т.д.).
2.3. Возникновение манипулятивных религий и сатанинских сект («Белое братство»
и т.д.).
3. Геополитические:
3.1. Повышение вероятности возникновения тоталитарных агрессивных политических
режимов.
3.2. Возможность возникновения одной или нескольких тоталитарных сверхимперий,
контролирующих всю планету, и, как следствие, превращение людей в «биороботов»,
необратимый коллапс земной цивилизации. (Сценарий Оруэлла в сочетании с новыми
технологиями манипуляции сознанием человека).
Важно подчеркнуть, что информационные аспекты экологии занимали громадное место и в древних цивилизациях нашей планеты. Если посмотреть с современной точки зрения на разнообразные магические и религиозные обряды, практиковавшиеся с глубокой древности, то мы увидим, что они представляли собой, прежде всего, информационные воздействие как на биосферу планеты, так и на коллективное бессознательное древних этносов. Это и различные жертвоприношения, и шаманские камлания и т.д. Причем в сознании наших предков такие обряды воспринимались как необходимое условие выживания и сохранения природной среды.
Более того, были известны даже приборы, которые, по представлениям древних, очищали и гармонизировали информационную среду нашей планеты. Одним из них являются мантровые колеса (mantra wheels), широко распространенные в цивилизации Тибета с глубокой древности. Они представляют собой полый цилиндр, вращающийся на оси. Размеры такого цилиндра могут варьировать от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легкими покачиванием кисти. Колеса побольше расположены в огромном количестве возле храмов и других священных сооружений. Кроме того, они могут располагаться в различных участках местности, иногда очень удаленных от жилища человека, вращаясь энергией ветра или воды в горном ручье. Такие колеса соединяются с небольшой турбиной и вращаются днем и ночью. Следует отметить, что все мантровые колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть сверху.
По представлениям тибетцев мантровые колеса при вращении генерируют энергию, гармонизирующую и очищающую окружающее пространство. Именно поэтому их можно встретить где угодно. Естественно, материалистическая наука все истории о благотворном действии мантровых колес считала глупым предрассудком. Однако открытия современной физики позволяют взглянуть на них с совершенно иной точки зрения. Исследования так называемых торсионных полей, возникающих при вращении массивных цилиндров, конусов и других объектов показали, что они обладают выраженным биологическим и физико-химическим действием (5). Более того, сейчас показано, что это совершенно новый вид физических полей, связанных со спиновой поляризацией физического вакуума (6).
Таким образом, теперь стало ясно, что огромное множество мантровых колес, вращающихся на Тибете, в Непале, Сиккиме и других странах делают скрытую, но очень важную работу, гармонизируя и очищая невидимую полевую среду важнейшую составляющую биосферы планеты. Иными словами, мантровое колесо является своеобразным экологическим прибором, своего рода «энтропийным насосом», уменьшающим хаос, дезорганизацию окружающей среды.
Однако в этих устройствах, открытых в глубокой древности еще есть ряд ноу-хау, отсутствующих в современных спин-торсионных генераторах. В первую очередь, это мантры, служащие своеобразным модулятором спин-торсионного поля. Собственно, тип такой мантры и определяет характер действия подобного генератора. Иными словами, тут основной эффект связан не с энергией излучения, а с его информационной компонентой, промодулированной семантической структурой мантры. В этом отношении изучение древних архетипических знаков и мантрических формул заслуживает самого пристального внимания современной науки.
Другим примером древних сооружений, по-видимому, игравших экологическую роль, могут служить мегалитические сооружения и, в частности, каменные круги. Обычно мегалитический комплекс включает в себя довольно сложную систему вертикально вкопанных камней, расположенных или в виде круга, или нескольких кругов, выстроенных рядами или же образующих довольно сложные лабиринты (7). При этом расположение камней, как правило, привязывается к основным ориентирам звездного неба (полярной звезде, зодиакальным созвездиям и т.д.). Это часто давало повод принимать мегалиты за какое-то подобие древних обсерваторий.
Как правило в любом мегалитическом комплексе есть своего рода точка фокуса, место, где проводились обряды. Это может быть нечто вроде каменного алтаря, храма или просто плиты. Т.е. достаточно легко возникает аналогия между «стоячими камнями» мегалитического сооружения и хорошо известной в физике дифракционной решеткой, фазированной антенной устройством, способным концентрировать и фокусировать в определенном направлении электромагнитную энергию. Еще более интересные гипотезы о механизмах действия каменных кругов возникают при использовании современных моделей Физического вакуума и концепции торсионных полей.
Если предположить, что мегалитический комплекс предназначен для фокусирования энергий, приходящих из космоса, понятным становится такая точная привязка камней к звездному небу. Ну и конечно он должен быть связан с энергиями земли, поэтому месторасположение мегалитов, их привязка к ландшафту не случайны. По данным наших шотландских и ирландских коллег каменные круги обычно расположены над местом резкого изменения направления водного потока (сифона).
Изучение геометрической формы кругов, расположения на местности позволило выдвинуть гипотезу о возможных механизмах их антихаотического, биогенного действия на окружающую среду. В современных спин-торсионных генераторах уже давно не используются вращающиеся металлические цилиндры и конусы. Оказалось, что вполне достаточно вихревого электромагнитного поля (в принципе вихрь может иметь любую физическую природу: быть гидродинамическим, акустическим и т.д.) (5). Если с этой точки зрения посмотреть на кельтские каменные круги, то мы увидим, что они, по-видимому, представляют собой тоже торсионные генераторы, в которых вращаются невидимые полевые вихри.
Действительно, как уже говорилось, исследования шотландских ученых показали, что каменные круги обычно расположены на линиях Хартмана, а под ними проходит поток грунтовых вод (к тому же часто образующий сифон). Сама форма каменного круга организована таким образом, что проходящий через него поток будет завихрятся (примерно так же, как возникают вихри вокруг камней в русле реки). Понятно, что размеры таких невидимых вихрей будут намного больше обычные мантровых колес отсюда и большой радиус действия.
Наши исследования также подтвердили существование необычных полевых эффектов в области мегалитов. В ходе экспериментов мы работали с мегалитами Северного и Южного Кавказа, в 1994, 1995 гг. с мегалитическими комплексами Корсики, и в 1995, 1996 годах Шотландии. При этом использовались специально разработанные электронные датчики, фокусирующие изменение энтропийных характеристик физических полей. Оказалось, в области каменных кругов, особенно в зонах фокуса регистрируется снижение уровня энтропии характеристика, говорящая о повышенной биогенности данного места. Быть может, именно это объясняет удивительную сохранность каменных кругов Шотландии. Имея возраст от 7 до 3 тысяч лет, будучи расположены на полях фермеров, они прекрасно сохранились и до наших дней. По всей видимости, фермеры интуитивно чувствуют благотворное действие торсионного излучения каменных кругов, благотворное влияние на сельскохозяйственные растения и животных, и поэтому стараются их не разрушать.
Естественно, в наши дни нет смысла копировать один к одному древние устройства и сооружения, предназначенные для очищения и гармонизации биосферы нашей планеты. Более целесообразно дальнейшее развитие идей древности, но на основе современных научных достижений и новейших технологий.
Одним из примеров такого синтеза является созданная нами методика гармонизации психики человека и его места пребывания (дома, офиса и т.д.), обладающая выраженным антихаотическим действием. Она базируется на использовании древних архетипических символов и мандал из Индийской и Тибетской традиции в сочетании с фрактальными орнаментами, полученными на компьютере.
Древние эзотерические учения, в частности Тантрическая традиция, говорили о существовании универсальных геометрических и ритмических инвариантов, являющихся своеобразными кодами процессов и объектов нашей Вселенной архетипических образов (8, 9). Более того, именно они служили основой мощнейших магических техник, использующих визуальные геометрические образы (янтры, мандалы, танки) и акустические ритмы (мантры). Современные физические исследования неравновесных развивающихся систем подтвердили существование таких инвариантных структур, возникающих в объектах самой различной физической природы от гидродинамической турбулентности до высокотемпературной плазмы. Еще большее разнообразие подобных архетипических инвариантов было найдено в живых системах, начиная от клеточного уровня и кончая психикой.
Сравнительно недавно был создан мощный математический аппарат, позволяющий описывать топологию архетипических образов. Это теория фрактальных множеств. Сейчас на этой основе разработаны пакеты компьютерных программ, дающие реальную возможность изучения и практического использования архетипической символики. Естественно, что эта работа требует глубочайшего изучения громадных эмпирических знаний об архетипической символике, накопленных в древних эзотерических учениях.
С глубокой древности известно, что корни большинства заболеваний, упадка жизненных сил, психоэмоциональных проблем лежат именно в психотравмах прошлого или негативном кармическом опыте, как было принято говорить в Индии, Тибете и Китае. Как показали наши современные исследования, сильное эмоциональное переживание может приводить к образованию психоэнергетических полевых сгустков, вихрей, паразитирующих долгие годы на теле человека, забирающих его энергию, деформирующих его поведение (10). Именно очищение от них, устранение предпосылок для их последующего образования и является очень важной практической задачей, направленной на профилактику и лечение серьезных психических и психосоматических заболеваний.
Для этого нами и была разработана данная методика, использующая сочетание архетипических образов с фракталами.
Особенность фрактала как математического объекта состоит в том, что он является высоко гармоничной структурой, рождаемой из хаоса (11). С этой точки зрения он похож на центр кристаллизации, который когда мы на него смотрим, рождает из хаоса мыслей и желаний внутреннюю гармонию. Можно сказать, что конкретный вид фрактального орнамента будет определять и характер кристаллизующегося вокруг него психоэмоционального состояния. То есть для гармонизации психики человека с теми или иными психоэмоциональными проблемами следует подбирать соответствующие фракталы.
Еще эффективнее действие композиции из архетипического образа и фрактала, работающего как своеобразный носитель, обеспечивающий высокий уровень концентрации и устраняющий отвлечение внимания на посторонние мысли (12).
Такие фрактальные композиции или мандалы могут использоваться в виде картин, элементов дизайна жилого и рабочего помещения, носимых амулетов, в форме видеокассет, компьютерных программ. В двух последних случаях эффект еще сильнее за счет движения фрактальных орнаментов, сопровождаемых музыкой.
Практическая апробация данной методики у нас в стране, в странах Западной Европы и США показала ее очень высокую эффективность, перспективность предложенного подхода.
Таким образом, можно выделить следующие основные направления по предотвращению хаотизации и разрушения Ноосферы, проводимые в рамках проблемы экологии информационной среды:
1. Исследовательские проекты:
1.1. Исследование информационных механизмов самоорганизации биосферы земли;
1.2. Изучение информационной структуры и физической природы носителя планетарного
сознания (Ноосферного разума), поиск путей контакта с ним;
1.3. Изучение локализации и взаимодействия планетарных мест силы (характеризующихся
резким изменением уровней хаоса (энтропии)), их роли в поддержании высокой упорядоченности
и гармонии биосферы, в защите от нарастания хаоса;
1.4. Исследование возможных каналов взаимодействия компьютеров и компьютерных
сетей с ноосферой планеты, положительных и негативных аспектов такого взаимодействия;
1.5. Изучение древнего опыта общения и симбиотического взаимодействия с информационными
уровнями биосферы планеты, древних устройств, сооружений и психотехнологий.
Создание их современных аналогов.
2. Прикладные программы:
2.1. Переосмысление опыта древних цивилизаций с позиций современной науки, создание
современных аналогов древних устройств и методик на базе новейших технологий;
2.2. Разработка новых методов взаимодействия с информационными слоями биоценозов
и биосферы в целом;
2.3. Создание аппаратных средств, позволяющих контролировать уровни хаоса в
биосфере планеты, противодействовать его нарастанию, гармонизировать как локальные
области, так и ноосферу в целом.
3. Легализация и популяризация идей экологии информационной среды:
3.1. Включение проблем экологии информационной среды в международные экологические
проекты;
3.2. Проведение конференций и семинаров;
3.3. Создание видео программ, фильмов и мультимедийных средств (обучающих компьютерных
программ, игр и т.д.), популяризирующих идеи экологии информационной среды и
планетарного разума.
1. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск,
Наука, 1989.
2. Koestler A. The roots of coincidence. London, 1972.
3. Файдыш Е.А. Измененные состояния сознания. М., 1993.
4. Abraham R., McKenna T., Sheldrake R. Trialogues at the edge of the west.
Santa Fe, Bear&Company Inc., 1992.
5. Акимов А.Е. Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий.
В кн.: Сознание и физический мир, М., 1995.
6. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория Физического Вакуума. В кн.: Сознание
и физический мир, М., 1995.
7. Lonegren S. Labyrinths. Glastonbury, Image publ., 1991.
8. Jung C.G. Jung on Alchemy. London, Routledge, 1995.
9. Rawson Ph. Tantra. London, Thames & Hudson, 1991.
10. Файдыш Е.А. Откуда возникает новое знание. На пути к фрактальному компьютеру.
В сб. «Проблемы гармонизации человечества», Киев, 1995.
11.Wegner T.,Peterson M. Fractal Creations. Mill Valley,CA,Waite Group Press,
1991.
12.Файдыш Е.А. Карма и психотравмы. АЛМИН, М., 1995.