ЛАБИРИНТНЫЕ МАНДАЛЫ В ЭКОЛОГИИ НООСФЕРЫ

Евгений Файдыш

Введение

В последние годы мы становимся свидетелями все нарастающей кризисной ситуации, охватывающей практически все сферы личной и социальной жизни человека. Причем наивно было бы связывать ее только с экономическими или социальными причинами, те же симптомы мы наблюдаем и в сравнительно благополучных странах Западной Европы и в Северной Америке. Сейчас можно достаточно уверенно сказать, что причины надвигающегося кризиса очень глубоки и лежат в самой природе Человека Разумного, в принципах его взаимодействия с окружающим миром (1). Именно потребительская мораль, отношение к природе как к объекту эксплуатации, чему-то низшему, отличает современное западное общество от цивилизаций древности (2). И, возможно, надвигающаяся катастрофа является ответной защитной реакцией биосферы-ноосферы планеты на агрессивное вторжение потребительской цивилизации.

Если говорить о возможности успешного преодоления нынешней кризисной ситуации, то одним из необходимых условий является расширение наших представлений о реальности, переосмысление и трансформация естественно-научной парадигмы, и в чем-то возврат к древней мудрости наших предков, воспринимавших природу как живое разумное существо. И тут можно выделить два очень важных момента.

Во-первых, изучение влияния информационных воздействий на биосферу Земли, и тесно связанная с этим проблема экологии информационной среды.

Во-вторых, развитие представлений о биосфере нашей планеты как живом организме, имеющем сложнейшие информационные механизмы саморегуляции. Изучение взаимодействия этих информационных уровней Земли с сознанием человека.

Проблемы экологии информационной среды

В современной цивилизации фактор информации играет все большую роль. Мы только сейчас начинаем понимать, какое огромное значение имеют информационные связи и взаимодействия как в нашем организме, так и в окружающем нас мире. Все это дает основание говорить о необходимости учета информационной среды, образованной миллиардами информационных связей как человеческого сообщества, так и естественных экологических систем. Важно подчеркнуть, что эти связи образуют новую системную целостность, не сводимую к сумме отдельных элементов. Об этом говорилось еще в глубокой древности в Индийской и Тибетской тантрической традиции.

Важнейшим компонентом информационной среды является человеческая психика, дух, сознание. Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции в сложных нелинейных системах, качественно изменили наши представления о природе физической реальности окружающего нас мира. Оказалось, что как в развитии, нормальном функционировании отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные связи, взаимодействия. Именно они, а не перемещения огромных энергий и масс, определяют, в конечном счете, адаптивные возможности биосферы планеты.

Доказательством того, какую важную роль играют информационные объекты в материальной жизни людей, могут быть компьютерные вирусы. Хотя это чисто информационные «сущности», не имеющие телесной оболочки, они способны принести огромный материальный вред, вплоть до разрушения компьютерного «железа».

Таким образом, с позиций современной науки, сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера земли — что-то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И, наоборот, сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере, резкому увеличению энтропии (3). По всей видимости, отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов.

В Европейской культуре одним из первых эту проблему поставили В.Вернадский, выдвинувший идею ноосферы — единой информационной среды нашей планеты, Пьер Тейяр де Шарден, К.Юнг, А.Кестлер.

С этой точки зрения очень большое прикладное значение имеет изучение различных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению хаоса. Один из подобных каналов известен с глубокой древности и используется уже много тысячелетий — это так называемые места силы. Именно в них обычно располагались древние храмы и святилища, зарождались древние цивилизации и религии. Как показывают современные исследования, они обычно находятся в особых областях, отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями.

Большинство человеческих культур, начиная от шаманистических традиций до великих цивилизаций древности, связывало подобные места с возможностью общения с высшими планами нашей вселенной, достижения с их помощью гармонии человека и природы. Согласно подобным представлениям различные культовые сооружения, построенные в этих местах, играли огромную роль в благополучии соответствующего сообщества, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. Это каменные круги и лабиринты, ступы, пагоды, мантровые колеса, часовни и т.д.

Такие места силы рассматривались в древности как своеобразные акупунктурные точки Земли, регулирующие процессы планетарного гомеостаза. С современной точки зрения это не лишено смысла. Как показали исследования неравновесных отрытых систем (а именно к ним относится биосфера Земли), в них имеются определенные области, чрезвычайно чувствительные к внешним воздействиям и способные очень сильно влиять на работу системы в целом. По-видимому, именно подобные точки и были открыты в глубокой древности как места силы. Нет нужды говорить, сколь огромное значение для нашей цивилизации может иметь осмысленное использование подобных информационных каналов для восстановления нормального функционирования биосферы планеты, борьбы с катастрофически нарастающим хаосом.

Важно подчеркнуть, что восприятие нашей планеты как единого организма, разработка информационных каналов взаимодействия с ним занимали громадное место и в древних цивилизациях нашей планеты. Если посмотреть с современной точки зрения на разнообразные магические и религиозные обряды, практиковавшиеся с глубокой древности, то мы ясно увидим, что они представляли собой, прежде всего, информационные воздействия как на биосферу планеты, так и на коллективное бессознательное древних этносов. Это и различные жертвоприношения, и шаманские камлания и т.д. Причем в сознании наших предков такие обряды воспринимались как необходимое условие выживания и сохранения природной среды.

Разнообразные формы древней магии и были направлены на поддержание гармоничных отношений между материальным миром и ноосферой. Это осуществлялось не только с помощью магических и религиозных обрядов, но и за счет использования древних инструментов и приборов. Часть из них сохранилась и до наших дней, это разнообразные мегалитические сооружения: кельтские каменные круги и стоячие камни, лабиринты, пирамиды и многие другие. К сожалению, многое из древних традиций утрачено, но нет сомнений, что роль этих устройств в поддержании равновесия жизни на земле огромна, и в наши кризисные времена важно восстановить утраченное знание. Эта нелегкая задача, безусловно, требует усилий людей из разных стран.

С этой целью несколько лет назад возник международный проект, участниками которого являются ученые и просто заинтересованные люди из разных стран: России, Латвии, Казахстана, Польши, США, Шотландии. В рамках проекта были организованы многочисленные экспедиции в различные уголки нашей планеты.

Современная наука и древние технологии гармонизации информационной среды

Одной из наиболее распространенных в древности мегалитических «конструкций», по-видимому, игравших экологическую роль, являются лабиринты. Их сохранилось на земле огромное множество, наиболее известные из них находятся в Скандинавии, на Соловецких островах, в Дагестане, Северной и Южной Америке и других уголках нашей планеты. Однако только сейчас мы начинаем понимать, как работают эти древние сооружения.

Согласно современной нелинейной физике и теории хаоса определенные геометрические формы играют очень большую роль в нашем мире, являются универсальным языком вселенной. Их можно встретить и в живой, и в неживой природе. Это и снежинки, и морозные узоры на стекле, разнообразные формы раковин, цветов растений. Причем, несмотря на невероятное разнообразие окружающего нас мира, базовый набор элементов таких естественных орнаментов достаточно невелик и встречается на всех уровнях организации нашей вселенной, от геометрической структуры молекул до формы галактик. Это спирали, звезды, кресты, свастики и т.д. (4). Эти же геометрические формы были хорошо известны и в древней мистической традиции, что было показано в работах Карла Юнга (5). Это разнообразные мандалы и янтры, магические знаки и орнаменты.

Очень важно подчеркнуть, что по своему действию подобные геометрические формы напоминают центр кристаллизации — маленький кристаллик, который вызывает мгновенную кристаллизацию насыщенного хаотического раствора. Только в данном случае они служат «зародышами» упорядоченности, организуя и структурируя вокруг себя пространство и время. Таким образом, они являются своеобразными центрами упорядоченности, противодействуя нарастанию хаоса. Бесконечно повторяясь на всех уровнях организации нашего мира, они образуют своеобразный каркас, «скелет» нашего мира. Именно благодаря ему из аморфной материи возникает бесконечное разнообразие форм.

И, наоборот, разрушение такого информационного каркаса приводит к лавинообразному росту хаоса (энтропии), резкому уменьшения разнообразия, креативности, постепенной деградации всех форм жизни и биосферы-ноосферы в целом. Ну а то, что в наше время (Кали югу) хаос нарастает, видно по многочисленным экологическим и социальным катастрофам, резкой активизации потребительского отношения к жизни, животного начала, росту наркомании, преступности, коррупции.

Естественно, упорядочивающий эффект архетипических форм очень сильно зависит от их расположения. С этой точки зрения древние места силы — своеобразные энергетические центры нашей планеты — заслуживают особого внимания. Сильнейшие энергетические и информационные потоки, проходящие через подобные зоны, многократно усиливают упорядочивающий эффект архетипических форм, переносят их в другие области планеты, «тиражируют» их снова и снова. Это и позволяет создать своеобразный Ноосферный «скелет», поддерживать его устойчивость, противодействуя нарастанию хаоса.

Об этой особой роли планетарных мест силы было хорошо известно с глубокой древности. Именно в них располагались древние мегалитические сооружения, строились храмы, ступы, пагоды, размещались мантровые колеса и флаги. Естественно чтобы эффект архетипической формы был максимален, необходимо было ее инициировать и поддерживать в активном состоянии с помощью специальных ритуалов и обрядов (6).

К одной из древнейших архетипических форм относятся и лабиринты. Даже сейчас каменные лабиринты или их изображения можно встретить в самых различных уголках нашей планеты. Ну, а в древности они, по-видимому, образовывали гигантскую сеть, покрывавшую всю поверхность Земли. Вместе с каменными кругами они и образовывали древнейшую систему, противодействующую нарастанию хаоса, поддерживающую экологию ноосферы-биосферы, гармонизирующую взаимодействие плотного (материального) и тонкоматериального (информационного) миров.

Нетрудно увидеть, что они представляют собой особую разновидность мандалы. Возможно, одна из причин современного социального и экологического кризиса в том, что эта сеть лабиринтов почти разрушена. И задача нашего проекта в том, чтобы понять, как работала эта древняя экологическая система, и восстановить её в обновленном виде, опираясь на древние и современные технологии.

Феноменология лабиринтов

Как уже говорилось, лабиринт представляет собой разновидность мандалы, но мандалы, в которой задано направление движения и имеется открытый вход и выход. Следует отметить что, как правило, сакральное пространство мандалы окружено специальным квадратом защиты (6), его четыре входа закрыты и охраняются специальными Гневными Божествами. Таким образом, открытость лабиринтной мандалы делает её посредником между миром сакральным и миром проявленных форм, в котором мы живем.

рис. 1Вторая особенность связана с возможностью физического движения внутри лабиринтной мандалы. Естественно, если она имеет достаточно большие размеры (существует множество лабиринтных мандал, выполненных в виде рисунков — в этом случае лабиринт проходится мысленно) (рис.1). Такое движение внутри лабиринта формирует геометрический рисунок, траекторию движения, каждый элемент которой связывается с определенными аспектами сакрального космоса, циклами времени, прошлым и будущим, энергетическими центрами человека. Сама форма траектории зависит от типа лабиринта, правил его обхода и часто напоминает архетипический магический знак — что является дополнительным фактором психотронного воздействия (рис. 2). Одновременно формируется поток энергии (линия Дракона), связывающий центр лабиринта и его периферию, модулирующий и упорядочивающий энергии места силы, на котором он построен.

рис. 2Геометрические формы лабиринта также имеют свои особенности. Как правило, рассматриваются только плоские 2-х мерные лабиринты. Однако известны 3-х мерные и даже многомерные лабиринты. Более того, часть коридоров лабиринта может быть расположена за пределами нашего физического пространства (7). Ниже мы рассмотрим один из подобных лабиринтов, известных в традиции Хопи.

Как уже говорилось, существует много разновидностей лабиринтов, отличающихся своей геометрией, уровнем сложности, правилами обхода. В самом общем случае можно говорить о двух основных видах лабиринтов: тех, в которых ходами служат «коридоры» между линиями, и так называемых негативных, в которых движение происходит по линиям (8). Иногда выделяют и третью группу, к которой относя лабиринты с взаимозаменяемыми коридорами и стенами (8). Т.е. в таких лабиринтах можно двигаться как по линиям, так и по промежуткам между ними. К данной категории принадлежит большинство спиралевидных лабиринтов.

Кроме того, говорят о правильных, или классических лабиринтах, в которых отсутствуют тупики, карманы и т.д., т.е. невозможно сбиться с пути. И неправильных, в которых имеются ложные ходы, тупики, замкнутые циклы, уводящие от цели (8).

При топологической классификации лабиринтов основное внимание обращают на геометрические формы, лежащие в их основе. Пожалуй, наиболее распространенными формами древних лабиринтов являются разнообразные спирали, кресты и свастики. Хотя следует помнить, что в виде лабиринта можно, в принципе, изобразить любую фигуру. Например, в Южной Америке, в пустыне Наска были найдены гигантские лабиринты, имеющие формы различных животных и насекомых (9). Хорошо известен критский лабиринт, или лабиринт Дедалуса, где по легендам жил ужасный монстр Минотавр. Его изображения можно встретить на многих древнегреческих монетах.

Во время экспедиции в Северную Америку в 2000 году, мои американские коллеги познакомили меня с духовным лидером индейцев Хопи Мартином (Martin Gashweseoma). Хопи — одна из немногих живых традиций, сохранивших знания о лабиринтах и их использовании. Они себя считают хранителями земной цивилизации, в их распоряжении находятся каменные таблички, на которых записано прошлое и предсказания о будущем Земли. В соответствии с их верованиями несколько земных цивилизаций уже погибло из-за того, что люди превыше ценностей планеты ставили свои корыстные интересы (10).

Мы являемся жителями четвертой по счету цивилизации, которая, по утверждению Хопи, также стоит на краю гибели. Будущее Земли зависит от того, какую позицию займет большинство людей. Согласно преданиям Хопи, наша планета уже три раза уничтожалась богами, так как люди переставали следовать планам Творца. Последний раз она была уничтожена потопом, что имеет интересные параллели с Библией. А сами Хопи — потомки сохраненных богами праведников из предыдущих уничтоженных цивилизаций (в переводе «Хопи» означает правильные люди). Весь смысл их жизни состоит в выполнении сложных религиозных обрядов, которые, как они верят, поддерживают гармонию земной ноосферы и спасают ее от уничтожения. Во всем этом лабиринты играют важную роль.

рис. 3На рисунке (рис. 3) изображены два лабиринта индейцев Хопи, использовавшихся для инициации и обрядов поддержания экологического равновесия на нашей планете (11). Показанные на рисунке квадратная и круговая формы лабиринтов являются у Хопи символами матери Земли.

Квадратный тип лабиринта состоит из двух раздельных частей (рис. 3а). Первая начинается из центра и символизирует рождение, приход человека в материальную реальность. Этот путь показан тонкой пунктирной линией, направленной наружу. Его начало соответствует моменту зачатия. Если лабиринт перевернуть так, чтобы выход был направлен вверх, вы увидите, что центральная линия как бы охвачена рукой, рукой матери, поддерживающей ребенка.

рис. 4Вторая, наружная часть лабиринта описывает уход человека из этого мира. Этот путь начинается снаружи и заканчивается в центре, в области, соответствующей переходу в загробное существование. Это соответствует древним представлениям о посмертном существовании человека, которое, вплоть до следующего рождения, проходит в тонкоматериальных мирах бардо за пределами нашей реальности. Так как плоскость лабиринта символизирует наш трехмерный мир, эта часть пути символически выносится в третье измерение, образуя петлю, замыкающую две изолированные центральные области (рис. 4). Как видно из рисунка, она включает три последовательных стадии бардо, подробно описанные в Тибетской книге мертвых (3). Последняя стадия, Сидпа Бардо, завершается очередным возвращением в один из шести миров Сансары, вхождением в лоно и последующим рождением — соответственно, выходом из Лабиринта.

Подобная же символика находит свое отражение и в архитектуре Кива (kiva) — традиционных храмов Хопи. Они представляют собой одноэтажный дом, выходом из которого служит отверстие в потолке. Под ним находится небольшое отверстие в полу, символизирующее матку — место, откуда человек появляется в нашем мире. Соответственно, внутреннее пространство Кива является образом нашего Земного мира, а отверстие в крыше олицетворяет переход в иные миры и завершение очередного цикла существования.

Круговой тип (рис. 3б) несколько отличается по дизайну и значению. Он олицетворяет универсальный план создателя, которому человек должен следовать всю жизнь. Тому, кто следует этому плану Творца, гарантируется двойная защита, или возрождение после очередного апокалипсиса (это символизируется матерью, обнимающей дитя).

Крест в центре кругового лабиринта символизирует Отца-Солнце, источник жизни, а также Мировое дерево — ось вселенной, связывающую воедино все материальные и тонкоматериальные миры. Оно как бы прорастает через его центр и уходит в другие измерения пространства и времени. Этот же лабиринт используется и в ритуальной геомантии, когда священник Хопи делает вокруг деревни четыре борозды, чтобы согласовать эту землю с универсальным планом Творца. Он же находит свое отражение в архитектуре Кива — традиционных храмов Хопи.

Данный лабиринт обладает архетипическими свойствами, т.е. его можно встретить в традициях самых разных народов Северной и Южной Америки и даже Европы. Так, его изображения встречаются на древнейших критских монетах (лабиринт Дедалуса, в котором жил Минотавр). Похожие лабиринты были и у египтян, там они были водными, где передвигались на лодках. Они служили местами погребений. По сути, такие лабиринты были картами загробных странствий души, которая находила возрождение в Древе Жизни, расположенном в центре.

Аналогами кругового типа являются и древнейшие кельтские лабиринты, очень эффективные для задач геомантии и достаточно простые в использовании (12).

Важно подчеркнуть, что лабиринт представляет собой не просто архитектурную форму, а выступает в роли психотронного прибора, активно взаимодействующего с планетарными энергиями и информационными полями, с психикой и энергией работающего с ним человека. При этом сам характер такого взаимодействия и его эффективность в значительной степени зависят от правильной инициации лабиринта. Наши исследования показали, что он может выполнять следующие функции:

Экспедиции

В рамках нашего проекта мы не ограничиваемся только исследовательской работой. В наших экспедициях и выездных семинарах мы строим лабиринты в различных уголках нашей планеты, стремясь помочь гармонизации как данного района, так и всей планеты в целом. При этом, конечно, особая роль отводится экспедициям в планетарные места силы.

Причем, что интересно, лабиринт действует не только на того, кто принимает участие в его построении и прохождении через него, но и на местность, на которой он построен. Лабиринт тут работает как инструмент гармонизации энергий данного места. В этом мы убедились, строя лабиринты и производя наблюдения в разных местах. Так, мы строили лабиринты в Крыму и на Кавказе (окрестности Сочи), в двух местах на озере Байкал (на острове Ольхон и на полуострове Святой Нос), в Польше, Латвии, Шотландии.

В своей работе мы старались придерживаться методов построения, известных нам из древних традиций. Для построения лабиринтов мы выбирали подручный материал — камни, шишки, веточки, даже водоросли. Самым важным было соблюдение правильных пропорций.

Мы обычно использовали две разновидности лабиринтов. Так называемые классические Кельтские и лабиринты из пустыни Наска. Важно подчеркнуть, что название кельтский лабиринт — достаточно условно. Подобные сооружения очень древние и встречаются в самых разных уголках нашей планеты (8, 11). В частности, на острове Крит, в районе Каспийского моря, на Соловецких островах, в Северной Америке.

рис. 5Рассмотрим основные этапы построения лабиринта на простейшем примере. На рисунке (рис. 5) изображены последовательные этапы построения классического трехуровневого лабиринта. Схема изображает левый (иньский) лабиринт, для построения правого следует зеркально отобразить все операции (дуги начинать выкладывать из тех же точек, но в левом направлении).

В качестве материала лучше использовать морскую или речную гальку, можно применять и обычные небольшие камешки. Однако лучше, чтобы их поверхность была гладкой. Подойдут и сосновые шишки, правда из них лабиринт получится менее долговечный. Размер лабиринта определяете так, чтобы можно было свободно проходить между его «стенами», ну и, конечно, сообразуясь с размерами участка.

На первом этапе, исходя из выбранного направления входа, выкладываете крест и кладете четыре камня по углам, чтобы образовался квадрат (рис. 5а). Затем замыкаете дугой верхнюю перекладину креста и правый верхний камень (если смотреть со стороны входа в лабиринт) (рис. 5б). В случае правого, или яньского, лабиринта дуга замыкается на левом верхнем камне. Очень важно никогда не переступать через построенные стены лабиринта, это может разрушить его энергетическую целостность, и вся работа пойдет насмарку.

Затем следует выложить дугу от левого верхнего камня до правой горизонтальной перекладины креста (рис. 5в). Следующая дуга соединяет левую горизонтальную перекладину креста с правым нижним камнем (рис. 5г). Завершает построение лабиринта выкладывание дуги от левого нижнего камня до нижней вертикальной перекладины креста (рис. 5д).

При выборе места для построения лабиринта главной задачей было нахождение места с сильными и одновременно гармоничными природными энергиями. С этой целью использовались методы, известные из старинной геомантии, а также китайской и тибетской традиции Фэн Шуй. Кроме этого использовался также современный метод — компьютерное сканирование, позволяющее проанализировать энергию данного места.

Для очищения места нами использовались известные из старинных традиций способы очистки места от плохих энергий — благовония, а также черный порох в сочетании со специальными травами (12).

В работе с лабиринтами большое значение имеет обряд инициации, или первого прохождения, которое всегда производилось нами с чтением специальных мантр. В процессе инициации вы должны мысленно соединить лабиринт с силами неба и земли, выстроить в его центре мировое дерево. Одновременно центр лабиринта олицетворяет Высший Божественный принцип и первозданный Хаос, из которого возникает вселенная. Будучи настроен на высшие силы Космоса, лабиринт начинает работать как своеобразный приемник-ретранслятор, излучающий энергии гармонии, шен-ци.

Вот один из возможных сценариев инициации. Вы медленно входите в лабиринт, держа в руке благовония, и идете к его центру, представляя, как все негативное, нежелательное в вас растворяется в первозданном хаосе. При этом можно читать молитву или мантру (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). В центре лабиринта вы ставите благовония и концентрируетесь на бесконечной оси, древе мира, с триграммой Небо вверху и Земля внизу.

Возвращаясь из центра обратно, вы как бы рождаетесь заново, воссоздаете себя в новом качестве. При этом следует концентрироваться на том, что бы вы хотели в себе пробудить или усилить. Такая работа с лабиринтом помогает не только гармонизировать энергии ландшафта, но и сбалансировать вашу энергетику. Её следует проводить достаточно регулярно, особенно если вы чувствуете внутренний разбаланс.

Во время инициации важным моментом является мотивация участников, которые настраивались на то, что данный лабиринт построен с экологической целью.

Помимо этого, для активации лабиринтов мы использовали и магические знаки. Они делались из смеси черного пороха и порошка из хвои горного можжевельника. В ряде случаев вместо можжевельника использовались и другие благовония. Мы поджигали такой знак в момент инициации лабиринта. Это давало большой выброс энергии, промодулированной вибрациями сакрального знака. В основном нами использовались знаки из Кунта-йоги и Руны. К концу нашей работы с лабиринтом над ним формировался мощный поток сакральной энергии (12).

Находясь в Баргузинском заливе, мы проводили много времени, строя различные лабиринты и работая с ними. При анализе эффектов, полученных в результате построения лабиринтов, мы заметили определенные закономерности, повторяющиеся в разных местах. Так, практически всегда после построения лабиринтов устанавливалась солнечная погода, даже если с утра шел дождь. В нашей последней поездке на Байкал такое происходило после построения каждого из 5-ти лабиринтов, причем мы их строили в разное время суток и в различных местах.

Очень интересно реагировали представители животного мира — в местах построения лабиринтов можно было несколько раз наблюдать целое скопление бабочек, хотя уже вблизи от лабиринта их не было. Часто слетались птицы, или приходили собаки или коровы.

В первой половине августа 2001 года я проводил один из семинаров по работе с лабиринтами во Владивостоке. До моего приезда там прошёл сильнейший тайфун, вызвавший наводнение и большие разрушения. По прогнозам в августе ожидался следующий, еще более сильный тайфун. Во время семинара были построены три лабиринта в местах силы Владивостока (один в центе города и два — с двух противоположных сторон, на берегах заливов). Не знаем, совпадение ли это, но в августе через город не прошел ни один тайфун! В то же время во второй половине августа сильнейший тайфун обрушился на Японию, но он обошел Владивосток стороной.

Мы использовали лабиринты не только для экологических целей, но и для индивидуальных духовных практик, работы с личностными проблемами. В этих случаях лабиринты, построенные на планетарных местах силы, давали наиболее эффектные результаты.

В частности, очень интересным оказался анализ внутренних переживаний людей, участвующих в построении лабиринта, их личного опыта. При индивидуальной работе мы обычно использовали адаптированные медитационные техники из древних традиций, связанных с лабиринтами, которые направляли процесс прохождения по соответствующим правилам. Многие участники говорили о том, что во время прохождения лабиринта в их сознании возникала ясная оценка какой-либо их жизненной проблемы или новое понимание какого-то явления.

Часто можно было услышать, что лабиринт заставил столкнуться лицо в лицо со своими собственными слабостями и недостатками. После таких поездок почти все участники переживали творческие прорывы. У многих вдруг открывались ранее дремлющие таланты. Другие открывали для себя новое направление деятельности.

Построение лабиринтов, как правило, всегда отражалось на процессах, происходящих в группе. Если первые лабиринты выносили на поверхность все проблемные места, то с каждым последующим лабиринтом атмосфера в группе вычищалась, и проходила все более глубокая интеграция участников группы, а надо отметить, что в группах с международным составом этого не так легко добиться.

Заключение

Таким образом, наш опыт работы с древними лабиринтными формами показал большую перспективность восстановления и развития этой древней традиции, ее адаптации к современной культуре. При этом работа с архетипическими лабиринтными формами может быть полезна как при решении экологических задач, так и при работе с личностными проблемами. Естественно, в первом случае речь идет о Ноосферном, информационном уровне экосистемы, механизмах ее саморегуляции.

Духовный лидер индейцев Хопи Мартин также подчеркивал, что важно установить связь между представителями разных религий на Земле, между всеми людьми доброй воли, чтобы соединить усилия и противопоставить их силам, влекущим землю к гибели. О том же говорит и Его Святейшество Далай-лама XIV. Мы надеемся, что наша работа по информационной экологии Земли, создание сети лабиринтов в планетарных местах силы и другие проекты помогут хоть немного приблизиться к этой цели, способствовать преодолению кризиса нашей цивилизации, переходу на новый, более высокий виток развития.

Литература

  1. В.П.Казначеев. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. (Новосибирск: Наука, 1989).
  2. A Speach of Chief Seattl, an American Indian, to the President of the United States, 1854. (East Sussex: Hastings Arts Press, 2000).
  3. Файдыш Е.А. Мистический космос. (М.: «Изд. Трансперсонального института», 1999).
  4. Хакен Г. Информация и самоорганизация. (М.: Мир, 1991).
  5. Юнг К. Архетип и символ. (М.: Renaissance, 1991).
  6. Madhu Kh. Yantra. (London: Thames&Hudson, 1979).
  7. Желязны Р. Хроники Амбера. (Тбилиси: «Ганатлеба», 1991).
  8. Хан-Магомедов С.О. Дагестанские лабиринты. (М.: «Ладья», 2000).
  9. Lonegren Sig. Labyrinths. (Gothic Image, 1991).
  10. Файдыш Е.А. Инициация и шаманский дар в архаичных шаманистических традициях. сб. «Шаманский дар». (М.: ИЭА РАН, 2000). с. 262-277.
  11. Frank Waters. Book of the Hopi. (Penguin books, 1977 (first 1963)). 345 p.
  12. Файдыш Е.А. Техно Фен-Шуй. (М.: «Велигор», 2000). 174 с.