Подавляющее большинство современных устройств для изучения и объективизации биологических полей построены по традиционной технологии последовательной обработки сигнала. В этом случае сначала специальный чувствительный элемент (датчик) воспринимает сигнал, затем он анализируется, перерабатывается и распознается. Иными словами, используется атомистская парадигма «сначала расчленить, а затем собрать заново». Такой подход неплохо работает в привычной нам технике, однако плохо применим к сложным неравновесным системам, живым существам. Представьте себе, что вы получите, если сначала разрежете живое существо на мелкие кусочки, а потом попытаетесь его «собрать заново».
Особенность всего живого и других неравновесных систем в их целостности, принципиальной «нерасчленимости». Соответственно, предполагаемые методики объективизации информационных полей построены на холистических принципах и базируются на современных концепциях квантовой механики и синергетики. В этом случае невозможно выделить отдельные функциональные элементы (датчики, анализаторы и т.д.). Они как бы «размазаны» по всей системе в целом, не находятся в каком-то конкретном месте, так же как на голограмме невозможно указать, где находится какой-то конкретный элемент изображения (1, 2).
Такой «голографический» или, говоря более строго, фрактальный принцип организации характерен именно для живых объектов, сложных экологических и социальных систем. Лишь в последние десятилетия он начал проникать в современную технику, базируясь на качественно новой научной парадигме квантовой механики, синергетики, теории фрактальных множеств. Одним из примеров такого подхода могут служить уже широко используемые в современной технике нейрочипы и новая бурно развивающаяся область квантовых компьютеров.
Развитием данного подхода и является разработанный нами компьютерный комплекс виртуальный сканер. Он базируется на использовании неравновесного процесса в качестве детектора. Как показали современные исследования в области синергетики и неравновесной термодинамики, такой процесс обладает необычайно высокой чувствительностью к слабым информационным полям (1, 2, 3).
Похожий подход уже давно используется в различных древних системах диагностики и гадания. В качестве примера можно привести гадание на воске, когда в горячую воду льют расплавленный воск, концентрируясь на вопросе. Формы застывающего воска и образуют образ, отвечающий на вопрос. В этом случае неравновесным процессом является взаимодействие застывающего воска с водой. А концентрация человека-оператора позволяет выделить нужный вид информационных полей и проявить их форме застывшего воска. Аналогичным образом работает и гадание на кофейной гуще. При диагностике с помощью оплодотворенного яйца, оно сначала «выкатывается» по телу больного, а затем разбивается в чашку с водой. Образовавшиеся в результате формы показывают результат диагноза (4).
В виртуальном сканере неравновесный процесс реализуется программно, а детектором служит полупроводниковый кристалл процессора. А получаемый в результате образ максимально реализует возможности современной компьютерной виртуальной среды. Это цветная 3-х мерная движущаяся картина с использованием элементов фрактальной графики.
Такой виртуальный образ, с одной стороны проявляет архетип заданного вопроса, с другой может служить основой динамической мандалы, позволяющей проработать и трансформировать негативную ситуацию, произвести коррекцию биологических полей и энергий.
Первая версия виртуального сканера базировалась на использовании фрактальных множеств. Она позволяла получать неподвижные фрактальные изображения с динамически меняющимся цветом (2, 5).
Одной из характерных особенностей фрактальных множеств является крайне высокая чувствительность результирующих траекторий к ничтожному изменению начальных условий. Особенно сильно эта особенность проявляется в области границы устойчивости решений. Именно это и делает фрактальные множества очень перспективными для использования в качестве чувствительных детекторов «хвостов» волновых функций, идущих из будущего.
Помимо этого, фрактальные множества обладают необычайно сложной структурой с удивительной гармонией и симметрией. Причем, уникальным является неограниченная сложность каждого мельчайшего элемента фрактала, при увеличении которого возникают все новые и новые геометрические формы, не менее сложные, чем исходная картина. Такая «вложенность» создает уникальную возможность поиска самых разнообразных форм и образов внутри одного и того же математического объекта. Таким удивительным разнообразием не обладает ни один из традиционных гадательных процессов. То есть, использование фрактала открывает ранее недоступные возможности настройки на самые разнообразные образы.
К тому же, фрактальные множества имеют свойство самоподобия. То есть, несмотря на удивительное разнообразие образов, скрывающихся внутри одного фрактала, все они несут и нечто общее, какой-то элемент, архетип формы, который повторяется в каждом из них. Иными словами, все части данного фрактала имеют общую преднастройку, что может резко повысить добротность резонанса с информационными потоками из виртуального будущего.
Все вышеперечисленное делает фракталы весьма перспективным кандидатами на роль оракула. Конечно, можно использовать физические или химические процессы, порождающие фрактальные множества, но гораздо удобнее фракталы, генерируемые компьютером (2, 4, 5).
Во второй версии программы построение сканируемого образа происходит из находящихся в памяти компьютера элементов сцен и объектов. В рабочей версии программы ими являлись: фоновое изображение, несколько 3-х мерных геометрических фигур (также могли меняться их размеры, цвет и текстура поверхности), траектории их вращения и траектории движения по экрану, закон изменения заданных траекторий во времени. Выбор каждого из этих элементов осуществлялся из сотен и тысяч возможных вариантов. Кроме того, в некоторых версиях программы к геометрическим фигурам добавлялись архетипические магические знаки, такие, как скандинавские руны, знаки Кунта йоги и т.д., или же мандалы из различных древних традиций.
Огромная роль в этом процессе принадлежит психике человека. Именно концентрация на определенных аспектах окружения, ситуации, личностной проблемы позволяет выделить из бесконечного множества «хвостов» волновых функций те, которые имеют значение для сканируемого образа. При этом, как уже говорилось раньше, происходит нелокальное взаимодействие психики человека, компьютера и волновых функций окружающих объектов.
По этой причине в последних версиях программы был добавлен специальный модуль, предназначенный для подготовительного этапа (расслабления и усиления концентрации оператора).
Результатом сканирования является изображение, состоящее из неподвижной фоновой картинки и движущихся по довольно сложным, связанным с друг другом траекториям 3-х мерных фигур (при этом они еще вращаются, меняют цвета). Вероятность случайного появления одного из таких изображений была примерно один из нескольких миллионов. Однако, несмотря на движение, в каждом таком изображении присутствует некий достаточно стабильный архетип, связанный со сканируемым объектом.
В данном случае механизм сканирования базировался на так называемом топологическом резонансе, когда в каждой точке бифуркации выбирался элемент сцены с максимально близкими очертаниями и динамическими паттернами к сканируемому информационному полю (благодаря интерференции волновых функций оператора и сканируемых информационных полей в процессоре компьютера, деформация исходного случайного распределения происходила именно в этом направлении).
Примерно аналогичным образом возникает изображение и в традиционных методиках гадания, когда искомый образ проявляется в подтеках кофейной гущи, в воске или яйце, выливаемом в теплую воду, в золе или во внутренностях жертвенного животного. Единственная разница в том, что в древних народных методиках в качестве детектора (так же нелокального) использовался физический или химический процесс, а тут информационный.
Правда, применение ограниченного набора исходных элементов, из которых строится изображение, делает целесообразным в дальнейшем разработку специализированных тезаурусов для разных проблемных областей. Например, один набор для сканирования информационных полей Земли, другой для работы с личностными проблемами, третий для режима оракула (сканирования прошлого и будущего) и т.д.
В частности, использование данной методики и прибора позволило создать новое направление психотерапии виртуальный психоанализ, являющийся дальнейшим развитием аналитической психологии Карла Юнга (3). Работа с образами глубинного бессознательного, архетипической символикой играет очень большую роль во многих школах современной психотерапии и психологии. Однако, архетипическую информацию обычно очень трудно выразить в привычном нам виде, описать словами, нарисовать даже людям, владеющим пером и кистью. Что же говорить об обычных пациентах. Все это сильно усложняет психотерапевтический процесс, зачастую снижает его эффективность. В этом отношении большие перспективы имеет использование современных компьютерных технологий, виртуальной реальности. Особенно в сочетании с новыми концепциями квантовой механики о взаимодействии сознания человека с физической реальностью.
Интересной сферой возможного применения данной методики и программы является трансформация исходной негативной или кризисной ситуации (проблемы) благодаря работе с архетипической символикой на компьютере. Как уже говорилось, виртуальный психоанализ является дальнейшим развитием идей К.Юнга, его духовной алхимии. В данном случае исходная картинка с архетипической символикой, полученная при сканировании личностной проблемы на компьютере, начинает в процессе работы с психотерапевтом трансформироваться в желаемую сторону. При этом обсуждение исходных образов и их последующая трансформация базируются на алхимической символике, позволяют лучше понять глубинные корни проблемы, пути их решения.
При этом компьютерное сканирование позволяет проявить глубоко вытесненные, не осознаваемые корни психологической проблемы, а возможности виртуального пространства и символики работать с визуальными, динамическими образами архетипов, осуществлять их трансформацию. Таким образом, традиционные сценарии алхимической трансмутации обретают ни с чем не сравнимую значимость и наглядность. Достаточно сказать, что при такой работе с личностными проблемами моих коллег в Шотландии, я несколько раз наблюдал сильнейший катарсис сразу же после появления первого сканируемого образа.
Диапазон практического применения виртуального сканера достаточно широк. Это и диагностика психосоматических заболеваний, и определение тенденций развития будущего, успешности тех или иных проектов. Отдельного внимания заслуживает сканирование кармических проблем и создание индивидуальной кармической мандалы, помогающей прорабатывать негативные кармические ситуации.
Очень перспективно использование сканера в Фэн Шуй и других направлениях геомантии. С его помощью можно получать изображения информационных полей, связанных с тем или иным местом, определять особенности взаимодействия индивидуальных биополей с энергиями места, жилища, офиса и т. д., создавать специальные изображения, корректирующие возможные неблагоприятные воздействия (5).